ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Мечети

 Мечети Москвы

  • Соборная мечеть — Выползов пер., д. 7., ст.м. «Проспект Мира».
  • Историческая мечеть — ул. Б. Татарская, д. 26, стр. 1/2. м. «Третьяковская», «Новокузнецкая».
  • Мемориальная мечеть (на Поклонной горе) — Минская ул., д. 2-б. м. «Филевский парк», далее авт. №130, 104, м. «Парк Победы».
  • Культурно-религиозный центр в Отрадном (мечеть «Ярдям») — ул. Хачатуряна, д. 8,. м. «Отрадное».

Мусульманский обряд погребения

При проведении похорон мусульманина необходимо выполнить множество обрядов. Усопшему подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот кладут тяжелый предмет. Далее следует обряд омовения.

Омовение усопшего (Гусул)

Усопшего омывают и обмывают три раза: водой, содержащей кедровый порошок, водой, смешанной с камфарой и чистой водой. Тело кладут на жесткое ложе так, чтобы лицо было обращено к Кыбле (священная мечеть в Мекке). Помещение, в котором происходит обряд омовения, окуривают благовониями.

Омовение и обмывание проводят как минимум четыре человека. Омывающим и его помощником, который поливает тело водой, могут быть близкие родственники. Остальные помогают поворачивать и поддерживать тело покойного. Мужчины не обмывают женщин, а женщины не обмывают мужчин. Исключением является жена, она может омывать тело своего мужа. В случае если усопший — мужчина, а среди окружающих его были одни женщины (и наоборот), то производится только таяммум (очищение песком или специальным камнем).

Саван (кафан)

Шариат запрещает хоронить усопшего в одежде. Он требует окутывать его саваном. Саван изготавливается из белого полотна или ситца .

Саван для мужчин состоит из трех частей:

  1. Лифофы — ткани, покрывающей покойного с головы до ног (при этом с обеих сторон остается еще лишняя ткань, чтобы после окутывания тела можно было завязать саван с обеих сторон);
  2. Изора — куска ткани для окутывания нижней части тела;
  3. Камиса — рубахи до колен.

Саван для женщин состоит из пяти частей:

  1. Лифофы — ткани любого вида и хорошего сорта, покрывающей тело усопшей с головы до ног;
  2. Изора — куска ткани для окутывания нижней части тела;
  3. Камиса — рубахи, не имеющей воротника, с вырезом для головы, открывается на оба плеча;
  4. Химора — платка для покрывания головы и волос женщины, шириной 60 см, длиной 2 м;
  5. Хирки — куска ткани для покрывания груди длиной 1,5 м, шириной 60 см.

Для усопших младенцев и новорожденных используется только лифофа.

Желательно, чтобы саван готовили для усопшей жены — муж, для усопшего мужа — жена, родственники или дети покойного. Если же у последнего никого нет, похороны осуществляют соседи.

Обязательное условие при окутывании в саван — покрыть тканью все тело. Качество ткани должно соответствовать материальному достатку того, кого хоронят, - в знак уважения к нему. Тело усопшего можно покрывать и использованной тканью, но лучше, если ткань новая. При этом запрещается покрывать тело усопшего мужчины шелковой тканью.

Окутывание (кафанлаш)

Перед окутыванием борода и волосы не стригутся, не расчесываются. Порядок окутывания для мужчин: перед окутыванием на ложе расстилается лифофа. Еe посыпают благоуханными травмами, ароматизируют благовониями типа розового масла. Поверх лифофы расстилают изор. Затем кладут усопшего, одетого в камис. Руки укладывают вдоль тела. Тело усопшего ароматизируют благовониями. Читают молитвы и прощаются с ним. Изором окутывают, начиная с левой стороны, затем — правую. Лифофу также заворачивают, начиная с левой стороны, затем правую, и завязывают узлы у головы, у пояса и у ног. Эти узлы развязываются при опускании тела в могилу.
Порядок окутывания женщин идентичен мужскому. Разница состоит в том, что перед надеванием камиса, груди покойной закрываются хиркой. Надевается камис, и волосы опускаются на него. Лицо накрывается платком — химором, подложенным под голову.

Ритуальные носилки (тобут)

Ритуальные носилки (тобут)

Ритуальные носилки (тобут) обычно имеются при мечети и на кладбище и представляют собой носилки с раздвижной крышкой. На носилки стелят одеяло, на которое кладут усопшего. Крышка тобута закрывается и покрывается материей. Пo некоторым обычаям сверху кладется одежда усопшего, чтобы молящиеся знали, кого хоронят, — мужчину или женщину.


Намаз по покойному (джаназа)

Особое значение имеет погребальная молитва. Она совершается имамом мечети или лицом, его заменяющим. Ритуальные носилки устанавливаются в направлении Кыблы. Ближе всех к ним стоит имам, за ним рядами стоят собравшиеся. Погребальная молитва состоит из четырех такбиров (Аллаху-Акбар) и приветствия, и обращения к Всевышнему с просьбой o прощении грехов и милости к усопшему. Перед началом молитвы имам трижды повторяет «Ас-Салат!», то есть «Приходите на молитву!». Перед молитвой имам обращается к собравшимся на молитву и к родственникам усопшего с вопросом, есть ли за усопшим долги, не выплаченные им при жизни (или, наоборот, остался ли ему кто-то должен), или был в споре с ним и просит простить его или рассчитаться с родственниками. Без чтения молитвы над усопшим похороны считаются недействительными.

Правила проведения похорон (дафн)

Мусульман не принято хоронить в гробу, все что может предложить ритуальное агенство - это «мусульманский ящик» для транспортировки тела усопшего.Желательно как можно быстрее захоронить умершего. По обряду похорон у мусульман, когда умерший кладется на землю, его голова должна быть повернутой в сторону Кыблы. Тело опускается в могилу ногами вниз, а когда в могилу опускается женщина, над ней держат покрывало, таким образом, чтобы в поле зрения мужчин был ее саван. Далее в могилу бросается горсть земли, и при этом на арабском говорится: «Инна лиляхи уа инна иляйхи раджиун», что означает: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (Сура «Аль-Бакара», 156). Могила, засыпанная землей, должна быть выше уровня земли на четыре пальца. После этого могила поливается водой, на нее семь раз бросают по горсти земли и читают молитву, означающую в переводе: «Из нее мы сотворили вас, и в нее возвращаем вас, и из нее выведем вас в другой раз». Далее у могилы остается один человек и читает талкин – слова свидетельства о вере мусульманина в Аллаха и Его Пророка. Священные писания, читаются над могилой усопшего, дабы облегчить покойному допрос Ангелов Мункара и Накира.

Могила (кабр)

Могила сооружается по-разному, в зависимости от рельефа местности, в которой живут мусульмане.

  1. Лахад — состоит из айвана (сводчатое помещение в виде глубокой ниши без передней стены) и кельи внутри него. Айван выкапывается по размеру 1,5 х 2,5 м глубиной 1,5 м. Снизу айвана круглый вход в келью (80 см), такого размера, чтобы в ней могло поместиться тело и те, кто участвуют в похоронной процессии.
  2. Ярма — состоит из айвана и внутренней полки. Ярма превышает размеры тела усопшего примерно на полметра с обеих сторон. Шариат требует хоронить усопшего таким образом, чтобы не ощущался запах, и хищники не могли бы вытащить его. С этой целью могила укрепляется жженым кирпичом для лахада, а для ярмы — доской.

Чтение Корана во время похорон

С погребальным обрядом связаны Рецитации Корана — чтение айятов из Корана. Согласно завету Пророка, читается сура «Аль-Мулк», которая сопровождается многочисленными просьбами, обращенными к Аллаху Всевышнему, чтобы Тот сжалился над усопшим. В молитвах, особенно после похорон, чаще всего упоминается имя усопшего, причем o нем говорится только хорошее.


Круглосуточный телефон горячей линии 8 (495) 664-36-04.
Бесплатная консультация и выезд агента круглосуточно по Москве и М.О.


Возврат к списку

Линия